Публикуются материалы конкурса, посвященного 75-летию школы. Приветствуется все: статьи, видео, презентации. Условие одно - посвящение школе, ее юбилею. К участию приглашаются учащиеся школы, нынешние и бывшие, и все, кто не ровно дышит к школе.
Когда мы вдруг замечаем, что наш ребенок вырос, что он уже не дитя, а человек со своим характером, интересами и даже взглядами? И всегда ли мы замечаем это? Известно: и «взрослый навсегда остается для своей матери ребенком». Да, для нас, родителей, годы меньше значат, чем для них, наших детей. А уж один год! Ну, вырос, вытянулся, а так, в общем, такой же, совсем ребенок: любит и подурачиться, попрыгать, иногда похныкать. Но оглянитесь, сравните, всмотритесь как следует в своего ребенка. И, может быть, зададитесь вопросом: что же случилось с ним? Некоторые родители так именно и жалуются: «И что случилось с моей дочерью? Была всегда такая послушная, ласковая, веселая. И вдруг будто подменили». Да, раньше вы всегда знали, где и с кем бывает ваша дочь, что делает, насколько может задержаться: школа, две-три лучшие подруги, Дом творчества — вот основной круг интересов. Лицо своего ребенка вы умели читать, как раскрытую книгу: вот радуется, вот сердится или недоволен. Теперь же...
... Читати далі »
Успехи младшего школьника в учебе во многом зависят от развития его памяти. У детей младшего школьного возраста память имеет свои особенности. Детская память пластична, дети запоминают легче и быстрее взрослого, иногда даже прочнее. Но так запоминается лишь яркое, необычное, интересное, вызывающее положительные эмоции. И воспользоваться тем, что запомнил, ребенок часто не умеет, так как знания его эпизодичны, не связаны в единую систему. Дети не могут отличать главного от второстепенного, обобщать факты и явления, которые им запомнились. Не умеют выбрит из того, что знают, необходимое в данный момент. Следовательно, память ребенка значительно менее развита чем память взрослого. Чем моложе ребенок, тем большую роль в его развитии играют практические действия. Двигательная память развивается очень рано. Она является основой развития навыков ходьбы, бега, умения умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бантик и т.д. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает более сложными двигательными навыками — письмом, игрой на музыкальных инструментах, сложными движениями в гимнастике, хореографии. В старшем возрасте работа двигательной памяти не прекращается, однако деятельность ее становится более сложной, объемной, самостоятельной. Похоже развиваются и другие виды памяти.
... Читати далі »
Шестилетние дети. Как к ним относиться - как к дошкольникам или все-таки как к первоклассникам? Ни то ни другое не будет правильным. Поступление в школу меняет весь образ жизни ребенка. Учеба - важное и ответственное дело. До сих пор таких дел не было. Уже одно это делает невозможным отношение к шестилетке-школьнику как к дошкольнику, малышу. Очень важно, чтобы он и дома чувствовал, как выросло уважение к нему, расширились его права и стали серьезнее его обязанности. Поступление в школу обязательно должно быть связано с повышением самостоятельности ребенка. Если дома его по-прежнему опекают, то он будет ждать такой же опеки и в классе. Ее отсутствие вызовет волнение, растерянность. Но есть и другая сторона медали. Психологические исследования показали, что по своему самоощущению шестилетки - еще не вполне школьники. Они гордятся своим новым положением, старательно выполняют задания учительницы, однако подчас воспринимают все это как особую игру.
... Читати далі »
Переход от детства к отрочеству (11—13 лет) ставит всех родителей в очень трудное положение. Многие папы и мамы с досадой говорят: «Я просто не могу понять, что с ней (с ним) происходит». Чтобы это понять, надо прежде всего разобраться в том, как развивается ребенок в этот период. За десять лет жизни ваш ребенок уже прошел через несколько этапов развития: младенчество, ясельный возраст, дошкольный, младший школьный. На всех этих этапах основная задача его развития была позитивной и созидательной. Но теперь он вступил в совершенно иной период. У этого периода задача разрушительная. Представьте себе, что ваш ребенок жил в маленьком домике под названием «Детство». Теперь его задача этот домик разрушить, чтобы на его месте построить новое здание — Отрочество». Рушится психологическое равновесие детства. При этом в поведении ребенка происходят перемены, которые не могут прийтись по душе его родителям. Куда девалась его былая покладистость? Что осталось от тех норм поведения и морали, которое родители заложили в своем ребенке? Они как будто испарились. Он вдруг начинает врать обо всем, от пустяков до самого важного. Но это еще не все. В течение многих лет он наблюдал за старшими, и теперь эти наблюдения пошли в ход. Когда ему в очередной раз надо доказать свою независимость, он выберет как раз тот путь, который больше всего, возмутит его родителей.
... Читати далі »
Внимание — это направленность физической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что такое? Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы на 10—12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу. И в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания - оно непроизвольное, значит, и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо – возникло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких усилий. Но не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы будем как можно раньше развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.
... Читати далі »
Творческие способности... Почему и для чего нужно развивать их у ребенка?
Психологи признают, что человеческий мозг несет в себе огромный потенциал природных возможностей. Получается, природа щедро наградила каждого ребенка возможностями для развития, которые реализуются в разных видах деятельности: в игре, обучении, общении. И каждый малыш может достичь наибольших высот в определенной области.
Известно, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие способности, необходимо разумное руководство учителей и, конечно же, родителей. Не в каждой семье родители заботятся об этой. В лучшем случае пытаются, иногда вопреки желаниям и способностям, обучать свое дитя музыке, рисованию. Однако для развития творческих способностей огромное значение имеет состояние психических процессов - памяти, внимания, восприятия и ориентации в окружающем мире. Именно эти качества - основа для развития продуктивного мышления и творческого потенциала детей.
Если общение с ребенком приносит вам больше забот и огорчений, чем радости или, еще того хуже, зашло в тупик, не отчаивайтесь. Дело можно поправить, однако предстоит специальная работа. Прежде всего хочу поделиться тем, что известно далеко не всем родителям. Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. д. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он « просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод : такие причины надо знать. Ими мы сейчас и займемся.
Психологи выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Принимайте ребенка таким, как ой он есть, и всегда, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему; 2. Поверьте в неповторимость вашего ребёнка, в то, что он уникален, не похож на других детей и не является вашей точной копией. Поэтому не стоит требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленной вами цели. Дайте своему ребёнку право прожить собственную жизнь. 3. Помните, что в любых неприглядных поступках и свойствах характера вашего ребенка следует винить прежде всего себя — значит, где - то вышла ошибка, которую необходимо исправить. 4. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку, дайте ему понять, что вы любите его при любых обстоятельствах. 5. Выбирая орудие воспитательного влияния, прибегайте большей частью к ласке и поощрению, а не к наказанию и осуждению. 6. Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась на вседозволенность и безнадзорность. Установите чёткие границы дозволенного и позвольте ребёнку свободно действовать в этих границах. Желательно, чтобы запретов было немного - только главнейшие. Неуклонно придерживайтесь установленных вами запретов и дозволенного.
... Читати далі »