Творческие способности... Почему и для чего нужно развивать их у ребенка? Психологи признают, что человеческий мозг несет в себе огромный потенциал природных возможностей. Получается, природа щедро наградила каждого ребенка возможностями для развития, которые реализуются в разных видах деятельности: в игре, обучении, общении. И каждый малыш может достичь наибольших высот в определенной области. Известно, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие способности, необходимо разумное руководство учителей и, конечно же, родителей. Не в каждой семье родители заботятся об этой. В лучшем случае пытаются, иногда вопреки желаниям и способностям, обучать свое дитя музыке, рисованию. Однако для развития творческих способностей огромное значение имеет состояние психических процессов - памяти, внимания, восприятия и ориентации в окружающем мире. Именно эти качества - основа для развития продуктивного мышления и творческого потенциала детей. Задача родителей и педагогов - сохранить и развить в маленьком человечке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить мир вокруг себя, а значит, познавать его не только разумом, но и чувствами. Очень важно с малых лет обратить внимание малыша на многообразие окружающего мира, на совершенство его форм и красок. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развивать и закреплять в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему в жизни. Одним из самых доступных средств выражения своих мыслей и переживаний является рисунок. Детский рисунок поражает нас своей неожиданностью, эмоциональностью, наблюдательностью, остротой восприятия и воображением. Без фантазии дети не воспринимали бы сказок, которые открывают широкое попе для творческого, нестандартного мышления. Рисование для детей не просто забава, а творческий, вдохновенный труд. Это духовная жизнь ребенка. Хотите увидеть, что спрятано в кладовой души вашего ребенка, дайте ему свободную тему для рисования. Рисунок - это чудесный детский язык, который нужно уметь прочитать. Если вы попросите малыша объяснить то, что он нарисовал, он расскажет вам интересную историю, которая только что произошла в воображении и легко легла на лист бумага. Анализ рисунков, и других художественных изделий ребенка дает родителям интересный материал об общем развитии, способностях и наблюдательности, восприятии окружающего вира. Что можно узнать о ребенке на основе его рисунков, аппликаций, поделок? Качество исполнения говорит об отношении ребенка к труду. Произведения одних детей выполнены аккуратно и старательно, других - грязно и небрежно. По качеству исполнения можно судить о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребенка. Нельзя предъявлять к малышу слишком большие требования и сравнивать, его работы с работами старших детей. Рисунки и другие поделки могут быть оценены только в сравнении с произведениями его сверстников. Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, пропорций, на подбор красок и размещение на плоскости рисунка в целом и отдельных элементов. Содержание рисунка является отражением интересов юного художника. О наклонностях ребенка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома в свободное время. Поделки из пластилина, глины также могут рассказать родителям об интересах их детей, о старательности, терпении, о развитии воображения, особенно пространственного, и даже об общем умственном развитии. Надо обращать особое внимание на начало и конец роботы. Сделанные или даже неоконченные работы также несут в себе информацию о ребенке. Изучение интересов своего чада поможет родителям найти верное направление в развитии творческих способностей, ведь задатки творческой силы существуют почти у всех, надо лишь пойти навстречу и создать для ее проявления подходящие условия. Как это сделать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют разные подходы и рекомендации, а каждый родитель выбирает для себя сам: - первое - это физические условия, т, е. наличие материалов для творчества и возможность е любую минуту взаимодействовать с ними;
- поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам, избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка;
- будьте терпимы к странным идеям, удовлетворяйте любопытство малыша. Старайтесь отвечать на все вопросы. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение;
- давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество;
- проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;
- находите слова поддержки, для новых творческих начинаний, избегайте критики первого опыта, отнеситесь к нему с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит;
- поддерживайте необходимую, для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и стравиться с негативной реакцией сверстников.
В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, во многом зависит от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал еще в дошкольном возрасте.
Материал подготовила Диброва Юлия Николаевна
|