Что делать, если вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время? А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно..?», «А почему всегда я? Что, больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил...» 1. Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых «взрывоопасных» семейных ситуаций. Как поступить? Ну, во-первых, как во всех «взрывоопасных» семейных ситуациях. Сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста. 2. Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него действительно серьезная причина для отказа. 3. Ну, а главное — нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора. 4. Вот, например, ваша первоклассница, не собрав книги, рвется на улицу, к подругам, а вы ей скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон сколько пустых мест на полке... 5. Охотно соглашаюсь с вами, что такие игры нелегки, особенно если вы опаздываете на работу или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить. 6. Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным или важным делом (впрочем, почему «или»? Если дело интересное, то это важно). 7. Вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна помощь. Если нужно, обращайтесь с просьбой и давайте поручение. Только при этом проследите, чтобы у вас в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем-то, испытывают чувство вины. 8. Кстати, если вы решите проявить «благородство», не беспокоить ребенка и взвалить на свои усталые плечи еще и этот груз, то, вероятно, у вас возникнет раздражение, и это дети тоже ощутят. Так что такое решение не принесет пользы ни вам, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя. А чувство вины, которое у них может возникнуть, не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Вспомните. 9. Просите ребенка о помощи, давайте поручения убежденно, уверенно. Но не грубо. |