Игорь Ликарчук: «Многим хочется вернуть экзамены, но тестированию - быть!»
После того, как во вторник ВР не приняла закон «О
внесении изменений в некоторые законы Украины о внешнем независимом
оценивании знаний», абитуриенты, их родители и учителя «стоят на ушах»:
в редакцию «ВЕДОМОСТЕЙ» звонят читатели с вопросами как быть. Значит ли
это, что вновь вернемся к экзаменам, стоит ли теперь проходить тесты.
На эти вопросы наших читателей любезно согласился ответить директор
Центра независимого оценивания качества образования Игорь Леонидович
ЛИКАРЧУК. ОТПРАВИЛИ НА ДОРАБОТКУ
— Игорь Леонидович, зачем, собственно, нужно было
проводить закон о ВНО через ВР — ведь многие из депутатов до этого не
единожды высказывались против тестирования?
— Это было поручение правительства и решение Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады. Это не наша инициатива.
— Предполагали ли вы такой вот исход голосования?
— А результат не такой уж и плохой — всего один голос
народного депутата против, 224 — за. Остальные просто не голосовали
вообще — значит, они согласны, что та нормативная база, на которой мы
проводим внешнее независимое тестирование, достаточна. Просто закон
надо дорабатывать и вносить снова.
— Как вы считаете, из-за каких недоработок не проголосовали закон «О внесении изменений...» во вторник?
— Причины, наверное, есть, но чтобы их изучить — надо
встретиться и поговорить с депутатами. Я не хочу ничего предполагать.
Знаю только одно — исход того голосования никак не скажется на
проведении ВНО. В том, что депутаты не проголосовали закон, нет
достаточной юридической силы для приостановления этого процесса или его
изменения. Мы будем в этом году действовать на основании тех
нормативных документов, которые уже прошли государственную экспертизу и
включены в состав действующих нормативных актов. ВНО состоится в
установленные сроки.
ПОЧЕМУ ПРОСПАЛИ РЕГИОНАЛЫ
— Владимир Литвин как глава «Народной партии» не
раз высказывался против тестирования как системы оценивания потому,
дескать, что оно ставит в неравные условия детей из сел и городов,
Чтобы пройти платное пробное тестирование, нужно около 50 гривен да еще
добраться в центр — а это тоже деньги на дорогу. Горожанам, мол,
гораздо проще, а у селян ведь денег меньше...
— Когда 14 марта проходило пробное тестирование по
украинскому языку, у нас работало 900 пунктов тестирования, то есть они
были в каждом райцентре. Поэтому это не та проблема, о которой стоит
говорить. Это первое. Второе: возьмем итоги прошлого года. Количество
детей из сельской местности, которые стали студентами, возросло. В этом
году на тестирование зарегистрировалось на 5% больше жителей села, чем
городских. Это абсолютно объективная статистика.
— Коммунисты — еще одни ваши оппоненты —
постоянно аргументируют свое неприятие ВНО тем, что, мол, лучше
советской системы образования ничего еще не придумали. Может, в чем-то
они правы?
— Они правы в том, что советская система образования
была хороша. Но она была хороша для того времени. Сомневаюсь, что стоит
ли ее консервировать в неизменном состоянии.
— Все были удивлены, когда за закон не
проголосовала Партия регионов. Ну, с коммунистами и партией Литвина
понятно. Но, как вы думаете, почему такое неприятие со стороны
регионалов?
— Всего один голос депутата из Партии регионов был
против. Остальные просто не голосовали. Общественная организация
«Опора» прокомментировала это так: «депутаты проспали». Почему они
проспали — я не знаю.
ПРОХОДНОЙ МИНИМУМ НАДО ПОДНИМАТЬ
— Известно, что в ВР многие из депутатов
представляют интересы частных вузов. Не менее известно, что в
большинстве частных вузов очень настороженно относятся к ВНО. Закон не
прошел в ВР — это следствие так называемого «университетского лобби»?
— Думаю, что в этом какая-то доля правды есть. Тем
более что в ходе прошлых избирательных кампаний отдельные депутаты во
время выступлений публично заявляли, дескать, я лично 20 человек
устроил в университет. Что это значит — «Я устроил»? За свои деньги?
Нет, наверное, за государственные. Как говорится — «ноу коммент».
— Вчера Леонид Грач сказал «КИЕВСКИМ ВЕДОМОСТЯМ»,
что в этом году шесть вузов (а именно киты отечественной высшей школы —
среди них НаУКМА, университеты Шевченко, КПИ, аграрный и экономический)
подняли проходной бал на 20—30 позиций — то есть со 124 он стал
приблизительно 150. Это — по правилам?
— Это абсолютно по правилам, более того — лично я
опечален, что таковых вузов только шесть. 124 бала — это низкий
показатель, «минимум миниморум». Дальше начинается абсолютное незнание.
Знаете, это уже стало плохой традицией нашей высшей школы, когда
университетам все равно, кого принимать — лишь бы принять кого-нибудь.
В прошлом году после завершения ВНО я всем ректорам сказал на
селекторном совещании: «Вот список — 66 человек, набравших по Украине
200 баллов в ВНО по двум или трем предметам. Я готов отдать каждому из
вас этот список — расстилайте ковровую дорожку и зовите этих ребят к
себе в вузы. Это лучшие ребята нашей страны!» Как вы думаете, сколько
из них попросило у меня список?
— Единицы, наверное...
— Ни один ректор не обратился. Поэтому только шесть — это очень печально.
— В интервью нашей газете президент Академии
педагогических наук Кремень отметил, что тестирование вообще нужно
проводить с 7 класса. Как вы считаете?
— Академик прав. Тестирование как форма оценивания
знаний у нас недооценивается. В советской школе она была запрещена —
известно постановление советской компартии 30-х годов прошлого века о
так называемых идеологических «нарушениях» в системе образовании. После
появления этого постановления репрессировали очень много людей,
разрабатывавших методологию тестирования. Фактически тогда тестирование
было упразднено из системы образования. Но это не значит, что теперь
нам надо, как поется в известной комсомольской песне тех лет,
«подкатать штаны и бежать вперед» — то есть безграмотно, не имея
надлежащей подготовки, тестировать школьников первых, четвертых или
седьмых классов. Методика оценивания знаний с помощью тестов сложна, и
педагоги должны владеть ею.
КРИЗИС НА АБИТУРИЕНТАХ НЕ СКАЖЕТСЯ
— После непрохождения закона в ВР не появится ли больше желающих оспорить результаты тестирования?
— Если появятся — будем решать вопросы в судах, по закону.
— В этом году изменили сроки проведения тестов —
ближе к лету, и многие интересуются, не уменьшает ли это шансы на
оспаривание результатов, мол, не успеем до начала вступительной
кампании.
— Во-первых, перенесли тестирование ближе к лету по
просьбе самих учащихся, их родителей и учителей. А во-вторых, в этом
году мы ввели новшество, которое нам самим доставляет немало хлопот, но
как раз в этом контексте оно очень выгодно абитуриентам: каждый
участник ВНО может открыть на нашем сайте персональную страничку (их
уже около 130 тысяч). Как только работа участника будет проверена, на
его персональной странице появляются ее результаты. Если он захочет, мы
дадим ему в электронном варианте его ответы, работу — он может с ней
идти к учителю, к папе, маме, профессору... Перепроверять и потом
обращаться с апелляцией. Это его право.
— Не восстановят ли теперь некоторые вузы прием через экзамены и собеседования — дескать, если закон не приняли...
— Они не могут этого сделать, потому что есть условия
приема, утвержденные министром науки и образования. Хотя наверняка
кому-то очень хочется, чтобы это возвратилось. Что ж, мне тоже многое
хочется...
— Кстати, хочется многим — довольно большая часть
населения все еще склонна предполагать, что введение ВНО — происки
американцев, которые хотят окончательно сделать наше общество тупым.
— Не осталось ни одной постсоветской страны, где бы
доселе не ввели ВНО. В этом году Россия тоже переходит на систему
единого госэкзамена, причем сдают его не только желающие стать
студентами, но все школьники вообще. Мы же при создании украинской
системы тестирования не перенесли механически опыт ни одной страны мира
— я не думаю, что можно носить чужие туфли. И, к слову, нигде больше в
мире в одном тесте не объединяется итоговая госатестация за курс школы
и вступительные экзамены. Те же американские эксперты, например, с этим
не согласны.
— Эксперты также говорят, что наша система
тестирования крайне плоха для нонконформистских личностей, а
приспособлена для «зубрилок»...
— Тогда скажите мне, пожалуйста: чтобы написать эссе
на заданную тему, не нужны ли творческие способности и развитое
мышление? А чтобы ответить на 70 вопросов по истории Украины, надо ли
проявить способность мыслить, анализировать, сопоставлять? Это все
басни, что наша система тестирования ущемляет творческих детей, потому
что без знаний не бывает мышления, а для того, чтобы знать, тоже нужно
уметь мыслить, анализировать и обобщать.
— Как сказался кризис на ВНО и абитуриентах, которые будут по нему поступать?
— На абитуриентах он вряд ли скажется, скорее, на
нас. В бюджете предусмотрены средства для ВНО, но сумма очень и очень
впритык. Признаться, мы ожидали, что в этом году меньше людей
зарегистрируется — но вышло наоборот. Увеличилось количество
выпускников прошлых лет, пожелавших пройти тестирование (на 5%). А
каждый лишний тест — это 60 гривен, и тысячей больше желающих пройти
тест — это на 60 000 гривен больше затрат. Поэтому для нас очень важно,
чтобы все зарегистрировавшиеся прошли тест — иначе мы понесем большие
убытки. Ведь, к слову, Украина входит в небольшое число стран, где
тестирование бесплатно для абитуриентов. Везде за тестирование надо
платить.
Татьяна КОГУТИЧ, газета «Киевские ведомости» от 19 марта 2009 г. №47(4537)
Джерело: http://testportal.gov.ua/index.php/text/text/575/ |