Впервые в нашей
стране, в Украинском доме, состоялся вечер памяти Квітки Цісик —
американки украинского происхождения, совершенно волшебной певицы…
Далеко не всем у нас известной исполнительницы-аудиомиссионерки,
сделавшей для пропаганды украинской души в мире, пожалуй, больше, чем
за один срок Кравчук или за два срока Кучма. Ее эмоциональное
неповторимое исполнительство — всегдашняя просветленная обреченность, а
ее судьба — роковой уход почти на взлете.
У тех, кто слышал ее композиции (а это довольно известные песни, в
том числе и классические «Два кольори», «Черемшина», «Я піду в далекі
гори», «Чуєш, брате мій» и многие другие), и у тех, кто не может
отрешиться от их энергетического воздействия, довольно сходные сюжеты
знакомства с этой певицей… С ее мелодичным скарбом, которого, кстати,
не так и много. Первый диск — «Kvitka» — записан в 80-м, второй — «Two Colors» — спустя девять лет. Уверен, каждый из этих
«посвященных» в ее творчество может на свой лад рассказать, как
«впервые услышал — и тогда…».
Кто-то, к примеру, мирно ехал в такси, затем непроизвольно «подсел»
на пиратский диск (других-то не было); затем по ходу машина едва не
врезалась в столб, поскольку отвлеченно слушать этот голос невозможно;
тембр втягивает в самое сердце песенного сюжета; даже слезы
бесцеремонно лезут на глаза; мигом душа сжимается в пружину — затем
разжимается…
Кто-то иной (как я, например) уже под посткульминацию развала СССР — а это лихие
90-е, шумит очередная гулянка у друзей, — будучи в радостном хмелю,
вдруг цепенеет, уловив ее мотив, тут же трезвеет: «Чей голос? А откуда
здесь ангелы?»
Оказалось, ангел растворился на старой кассете МК-60-6. Не известно,
правда, как он туда забрался. И разве угадаешь, в каком «сосуде»
Создатель отправляет на землю своих гонцов, и разве предусмотришь, в
какой момент он призывает их обратно — к себе?..
Только времена нашего с нею знакомства — те злые 90-е — были не
ангельские, а откровенно бесовские (как и нынче, впрочем). И никакое
затмение тогда не предвещало явления этого голоса из «ниоткуда» —назло
сатанинской местной эстраде. В те дефолтовские схватки (как раз тогда
диковинная заокеанская Квітка благодаря пиратам да туристам и
пробивалась сквозь асфальт) в женском полку здешней эстрады
установились совсем не ангельские нравы. Бесовской каток уже укладывал
«асфальт» шоу-бизнеса. И под этой толщей смолы да гравия бесполезно
было ожидать появления оригинальных «незапланированных» растений.
Десятки перекрашенных оторв, будто бы выпускницы одного борделя, уже
приноравливались к новейшим временам: кому и за сколько продаться? В их
«репертуарах» отчетливо пробивалась энергия немотивированной агрессии.
Они не умоляли о любви, а просто требовали оной от богатых мужчин (как
нынче вымогают депозиты в банках). Они не покоряли слушателя полетом
мелодичных переливов, а грудью прижимали к стенке: я — «звизда»!
Звезд тогда, как мы знаем, наплодилось неучтенное количество.
Больше, чем на небе. Создатель даже растерялся, махнул на них рукой…
Они продавались и раздевались, разевали продажные пасти и раздвигали
ноги (у микрофона). А душа-то, наше дружное коллективное
бессознательное, зачастую все равно оставалась равнодушной к проискам
эфирных эриний, фанерных фантомов. Трещите, пойте, войте! А мы,
избранным кругом, может, и дождемся своего — ангела?
И вот в этом месте (в связи с кассетами и первыми CD от героини
очерка) и придется вспомнить добрым словом свидомых украинских пиратов
у столичного почтамта, где они обычно и базируются.
Спасибо, друзья.
Спасибо за то, что из далекой стороны вы доставляли в тревожное
безденежное время не только товары народного потребления, но и такие
вот жемчужины в виде бабин или кассет — эту Квітку.
Уже после того, как ее нелегальные записи стали проникать в местные
проигрыватели и в некоторые сердца, стали появляться разнообразные
легенды о ней. Ведь многие ее слышали, но никто не видел, а голос уже
зомбировал.
Говорили, будто ее предки — из старинного аристократического
музыкального рода. Свидетельствовали, вроде бы в Америке она умирает от
хвори или от голода. И поет на паперти украинские песни, потому что «не
на что жить!».
И ведь правда: в некоторых ее песнях прорывалось что-то
возвышенно-скорбное, орошенное слезою разлуки, мольбою о милости. Будто
бы стоит эта гарна дивчина посреди Бруклина, любимым брошенная, судьбою
обиженная, родиной забытая, и выводит неистово, раздольно, жалобно —
«…уж мі так не буде, уж мі так не буде, як... як било перше».
И я даже представлял себе эту сиротку — ее скорбное личико, тонко
подкрашенные глазки. Ее сосредоточенный самоуглубленный взгляд и слегка
отрешенное равнодушие к миру. Поскольку и мир равнодушен к ней. В этом
«мире» место не квіткам, а — будякам да другим сорнякам.
Конечно, со временем кое-что определилось четче. Все оказалось не
столь драматично, не так метафорично — как в наших фантазиях. У девушки
действительно оказалось романтическое украинское прошлое. Ее родители —
из наших мест. Отец — Владимир Цисык — профессиональный скрипач. Мать —
берегиня семейства. Сестра — пианистка. Эта семья украинских эмигрантов
в Америке никогда не забывала о родной почве, на которой только в
мечтах и растут исключительные цветы. И судьбу дочери (родилась будущая
певица в 1953-м), названной причудливо как для техногенной Америки —
Квіткой (было и второе имя — Кейси), ее родители видели исключительно в
музыкальном обрамлении.
Квітка и поступила впоследствии в нью-йоркскую консерваторию. Мастерски огранила там свое колоратурное сопрано.
Но, конечно, разочарую некоторых несведущих поклонников американской
мечты. Поскольку оперное будущее не задалось. А ее американским
«настоящим» стал… рекламный конвейер. Соковыжимальный монстр,
переборчивое чудовище, машина нынешнего времени, которая
рабовладельчески использует голос этого ангела в своих производственных
интересах.
…И вот она — этот ангел — поет чудным тембром сто миллионов раз
какие-то рекламные трели-заставки для кока-колы, для остальной
химической отравы.
И вот — это чудо небесное — популяризует своим божественным
интонированием (иногда она вызывает такие же катарсические приливы, как
и фильм Феллини «Ночи Кабирии») машины фирмы Ford Motors. И некий
самоудовлетворенный банкир, крутя баранку, вряд ли догадывается, что
парит над ним небесный посланник — наша Квітка.
…Было, безусловно, в ее карьере и причастие к «большому»
американскому кино. Но это так — «мимо прошла» — да так и не расцвела
для «Оскара».
Зато подарила ей судьба двух совершенно замечательных мужчин. Первый
муж — композитор и аранжировщик Джек Кортнер, второй (и последний) муж
— Эд Ракович, инженер звукозаписи. И оба, как я теперь догадываюсь, в
разные времена жизни с Кейси отчетливо осознали: предназначение этого
херувима не кока-кола, не пропаганда авто, а другое. Возвышенное,
неземное. То, что иногда и остается лишь в творчестве.
Поэтому, очевидно, эти умные парни и сподобились помочь ей в сугубо
«семейной затее» — записи украинских песен, которые она впитала с
материнским молоком.
...Свои кровные 200 тыс. у.е. — никаких спонсоров (!) — эта
красивая, современная и раскованная американка (судя по видео на вечере
памяти) вкладывает в «украинский проект», в семейные альбомы — как бы
«не для продажи». Украинский язык — не самый совершенный в ее
разговорной речи (мягко говоря). Но тексты песен и ее произношение
контролирует мама.
В итоге рождается нечто никем не ожидаемое. Как бы «открывая» для
себя и украинский язык, и все его удивительные обертоны, Квітка «с
чистого листа» рассказывает известные песенные сюжеты. А мы
воспринимаем их — «как впервые».
«Как впервые» — это уже близко к искусству: тепло, горячо...
Ее тембральные регистры не цепляются и не впиваются в старые тексты,
а обволакивают их неутолимой женской печалью, тревожной радостью,
жизненной мудростью, вокальной полетностью.
Исполняет хрестоматийные «Два кольори» Билаша—Павлычко. Миллиард раз
всеми слышанные. Но она поет их так, что действительно слушаешь «как
впервые». И ангельский тембр — нежданно-нечаянно — исподволь вырывает
из строфы одно слово… «Червоне — то любов, а чорне — то-о-о-о… журба».
И в ее «то-о-о» — горе знания и тоска нежелания встретить эту «журбу».
Она словно оттягивает эту встречу, хочет остаться на другом конце
«цвета» — только в любви. Если в исполнении иных «народных» эти
«кольори» чаще отливали государственной надеждой, то у нее, уже когда
«війнула в очі сивина…», — исключительный мотив «невстречи». Он (сын),
может, и вернется, да она (мать) уже не дождется. И разобьются эти два
цвета о неизбежность судьбы.
Она поет «Чуєш, брате мій…» на стихи Богдана Лепкого — о гибели на
чужбине. Поет как молитву. Поминальную молитву. Голос слегка дрожит… И
в каждой интонации — прощание. И это, скажете, не предчувствие ангела,
которому скоро предстоит «вернуться»? 29 марта 1998-го она сама и
растаяла свечой на «родной чужбине» — от неизлечимой болезни. Это же
метастазное горе подкосило весь их женский род.
Еще она фантастически записала за девять лет до смерти знаменитую
песню «Я піду в далекі гори». И именно у американской украинки
оказалась самая точная смысловая и эмоциональная аранжировка. Она вряд
ли думала об этом. Но так получается… — когда «как впервые».
Магнетический тембр парит над Карпатами, а там — вроде потерянный Иван
из «Теней забытых предков»; он, несчастливый, все ищет и ищет свою
Маричку да никак не может найти. А эта его любовь (к Маричке) когда-то
и сделала из языческого существа — человека, да неумолимость жизненного
рока эту любовь похищает. И он блуждает полонинами, и просит у ветра
вернуть ему то, что отнято... Потому что иначе, без любви, человеку
жить невозможно — бессмысленно: «А як вітер з полонини полетіти не
захоче, все одно знайду дівчину — чорні брови, карі очі…»
Вслушайтесь — вспомните фильм. Кстати, кто же знал, что уже иной
ангел совсем в другое время пролетит над теми же Карпатами и коснется
крылом тогда еще малоизвестного режиссера, и в итоге родится
«киномелодия» на все времена. И никто (и никогда) перепеть ее не сможет
— уверен. Дух летит, где хочет и когда хочет.
Саму Квітку, кстати, некоторые здесь активно пытались «перепеть».
Думали, народ у нас темный — и голос ее из-за океана так и не
расслышит. Порою просто бессовестно использовали ее аранжировки,
приноравливаясь к местному стилю. Надеялись выдать за «свое» — ее.
Только без всяких пиар-сопровождений ценитель и слушатель если и
ищет, то находит не мнимых, а подлинную. Несмотря на то, что нет
никаких «официальных» CD на прилавках. «То», что в ней, видимо,
массовым тиражом и не продается. В ней что-то незапланированное,
не прогнозированное. Не сосчитанное на компьютере. Никакие Никитин с
Лихутой не «просчитали» бы подобную Квітку, которая поет сердцем — без
калькуляции.
Она по-прежнему поет, даже улетев к себе на небо десять лет назад. И
по-прежнему существует здесь особенно — не «вопреки» этому
шоу–асфальту, а просто отдельно, сама по себе. Кто расслышит — тот
молодец. Ее эмоции, схваченные и «сохраненные» в конце прошлого века,
претворяют тексты, мелодии — в искусство. И, как и раньше, в 90-е, в
голосе цветка-ребенка — тоска по надеждам несбыточным, красивым, таким
— как в «раю», где нас никто не ожидает. Цветет, поет, пробивает
асфальт заскорузлых суетных душ… Не срывайте! Ведь ангелы здесь больше
не поют.
Официальные «титры». В первом
украинском концерте памяти певицы приняли участие хорошие артисты и
порядочные люди — Мария Стефюк, Нина и Антонина Матвиенко, Олег
Скрипка, Маричка Бурмака, скрипач Сергей Охримчук, прекрасная ведущая
из Америки Светлана Махно; идеолог проекта Саша Гутмахер (США);
поддержал вечер Международный благотворительный фонд Катерины Чумаченко
«Украина-3000».
А теперь для тех, кто хочет послушать незабываемую Квитку, пожалуйста:
Ніч яка Господи